Для быстрого чтения схем и легкого определения разных элементов электроустановок были регламентированы цветовые и буквенные обозначения шин и проводов. Они четко прописаны в ПУЭ главы 1.1.29 и 1.1.30 и в ГОСТе Р 50462-2009.
Следует придерживаться этих правил. Это позволит любому электрику быстро разобраться в вашем распределительном щите. Еще согласитесь, что вы не раз задавались вопросом, а каким цветом сделать "фазу", а каким "нуль". Ниже вы найдете ответы на ваши вопросы.
Цветовая маркировка шин и проводов
Цветовая маркировка выполняется с помощью окраски изоляции токопроводящих жил в разные цвета. Это делается на заводе. Также возможна цветовая идентификация на концах провода в месте его подключения. Допустим, у вас есть одножильный провод одного цвета. Можно им подключить все три фазы и пометить разные фазы соответствующей разноцветной изолентой. Как это сделано на фото ниже.
Идем дальше...
ГОСТом Р 50462-2009 запрещено отдельное использование зеленого и желтого цветов по отдельности при маркировке проводников. Они обязательно должны быть в комбинации желто-зеленого цвета.
Комбинацией желто-зеленого цвета обозначается защитный проводник.
Синим цветом маркируется нейтральный и средний проводники.
Совмещенные нулевые защитные и нулевые рабочие проводники обозначают желто-зеленым цветом по всей длине и синей меткой на концах в месте подключения или наоборот синим цветом по всей длине и с желто-зелеными метками на концах.
Предпочтение фазным проводникам отдается таким цветам: черный, коричневый и серый. Хотя часто попадаются кабели с другой маркировкой жил. При переменном токе фазные проводники еще выделяют следующими цветами: красный, фиолетовый, розовый, оранжевый, белый, бирюзовый. Смотрите ПУЭ п.2.1.31.
При трехфазном токе шины обозначаются следующим образом:
- фаза А – желтым цветом;
- фаза В – зеленым цветом;
- фаза С – красным цветом.
В цепях постоянного тока согласно ГОСТа Р 50462-2009 провода маркируются следующим образом:
- положительный проводник «+» - коричневым цветом;
- отрицательный проводник «-» - серым цветом.
Согласно ПУЭ главы 1.1.30 шины при постоянном токе обозначаются так:
- положительная шина «+» - красным цветом;
- отрицательная шина «-» - синим цветом;
- нулевая рабочая М шина – голубым цветом.
Честно сказать, работая с оборудованием связи, большинство которого питается постоянным током, я ни разу не встречал провода коричневого и серого цветов. Я работал на нескольких десятках или даже уже сотен узлов связи и там все «плюсовые» провода были красные, а «минусовые» синие или черные.
Буквенная маркировка шин и проводов
В электросхемах, паспортах, да и на самом оборудовании часто проводники и контакты для подключения имеют буквенную маркировку. Ниже привожу расшифровку этих буквенных обозначений при переменном токе.
- L – фазный проводник в однофазной сети;
- L1, L2, L3 – фазные проводники в трехфазной сети;
- N – нейтральный (нулевой) проводник;
- M – средний проводник;
- PE – защитный проводник;
- PEN - совмещенный нулевой защитный и нулевой рабочий проводники.
Расшифровка буквенных обозначений при постоянном токе:
- «L+» - положительный (плюсовой) проводник;
- «L-» - отрицательный (минусовой) проводник.
Этой информации думаю для вас будет достаточно, чтобы вы смогли определить, куда в люстре на клеммнике подключается «фаза», «нуль» и «земля», а также определить нужные провода на схеме.
Не забываем улыбаться:
Вступительный экзамен в ВУЗе. Экзаменатор:
- Объясните, пожалуйста, почему крутится электромотор?
- А потому что электричество.
- Что ж это за ответ такой? Отчего же тогда допустим электрический утюг не крутится?
- А потому что не круглый.
- Ну хорошо, а электроплитка? Круглая? Почему она не крутится?
- А потому что шершавая, трение в ножках.
- Ладно... А лампочка! Электрическая! Круглая! Гладкая! Без ножек! Почему лампочка не крутится?
- А лампочка-то как раз и крутится.
- ???!!!
- А вот когда вы ее в патроне меняете, что вы делаете? Вы ведь ее крутите!
- Нда-а... в самом деле... кручу хм... Да! но ведь это я ее кручу, а не она сама...
- Ну, знаете, само по себе вообще ничто не крутится! Вон электромотору тоже, небось, электричество нужно!
Подробнее...